Страничка музыкального руководителя

ильясова

Музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Ильясова Наталья Евгеньевна

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности. Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду?

Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Он должен всё уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии и т. д. Он должен поднимать настроение детям и их родителям, должен постоянно учиться быть психологом и дипломатом, умеющим договориться со всеми специалистами в детском саду, руководством, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам. Но музыкальный руководитель это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей! Ведь музыка вмещает в себя весь мир ребенка, является языком его души! Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки.  На музыкальных занятиях воспитываются положительные качества личности: занятия объединяют детей совместными действиями, радостными, эстетическими переживаниями; учат культуре поведения, требуют определённой сосредоточенности; способствуют проявлению умственных усилий, инициативы, творчества. Самостоятельная музыкальная деятельность проявляется активнее на основе полученных знаний и умений; праздники и развлечения проходят успешнее, т.к. на музыкальном занятии заранее ведётся предварительная подготовка.

свернуть

Музыкальное воспитание в семье

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

· Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
· Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
· Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
· Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня.

Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

свернуть

«Мир музыки–мир гармоничного развития вашего ребенка!»

Памятка для самых лучших родителей: «Мир музыки–мир гармоничного развития вашего ребенка!».

Родители! Слушайте музыку! И дети будут приобщаться к прекрасному вместе с вами…

Будь то поездка в машине или домашний отдых, включите Вашим деткам хорошую качественную по звуку и исполнению музыку с красивой мелодией и понятным, эстетическим содержанием. Примером могут служить бессменные шедевры классической музыки, зажигательные ритмы народных песен и плясок, плавные колыбельные напевы, добрые детские песни советских и современных композиторов. Слушание музыки развивает умственные способности Вашего малыша: внимание, сообразительность, наблюдательность, дети делают первые обобщения, сравнения. Музыка заставляет мыслить, фантазировать, творить, формирует моральный образ. ПОМНИТЕ: дети обязательно запомнят и споют Вам то, что услышат в повседневной жизни и только от Вас зависит, будет ли это старое, доброе «От улыбки станет всем светлей» Шаинского или же реповый напев с не всегда нормативной лексикой.

Родители! Пойте хорошие песни, кружитесь в танце! И дети порадуют Вас своими чистыми, звонкими голосами, красивыми танцевальными движениями и своевременным физическим развитием… Возьмите себе за правило петь ребенку и петь вместе с ребенком. Развивайте голос малыша своим примером. Пение улучшает речь, память, голосовой аппарат, развивает легкие. Танцуйте! Музыкально-ритмические движения развивают координацию малыша, улучшаю осанку и укрепляют мышцы. Совместное танцевальное творчество подарит Вам не только праздничное настроение, но и позволит оставаться стройными, красивыми и самыми замечательными родителями для своих детей. НЕ ПРОПУСТИТЕ!!! Момент желания ребенка заниматься музыкой: поможет в этом любимый музыкальный инструмент или музыкальная школа.

Родители! Водите детей на музыкальные концерты! И дети скажут Вам «спасибо» своими творческими порывами: посвятят песню, исполнят танец, сочинят мелодию. Творчество порождает творчество, а как приятно быть родителем талантливого ребенка! ЗАПОМНИТЕ! Насильно заставлять заниматься музыкой НЕЛЬЗЯ. Цените мнение детей!

Родители! Знайте! Не каждый малыш станет музыкантом!

Главное, научить любить, понимать и уметь наслаждаться музыкой!

свернуть

Почему дети не поют?

 Один из компонентов музыкального слуха — умение чисто, без фальши, петь — во многом зависит от того, поющая ли у ребенка мама. Дело в том, что слух развивается только вместе с голосом. Если мама не поет вместе с ребенком, он просто не научится это делать. Напевая вместе с мамой простую песенку, ребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? Попадает сначала в две ноты, потом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информацию, запоминает, как работает голосовой аппарат, смотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения. Иногда ребенок не поет, потому что не понимает, когда надо вдохнуть.

   Для совместного пения очень важно правильно выбирать песни. Двухлетнему малышу популярные «взрослые» песни не подходят — слишком сложны для исполнения. Даже детские песенки не все для этого годятся. Для малышей лучше выбирать коротенькие попевки из двух фраз, пока малыш не научится исполнять их чисто. Не забывайте о том, что под песенку хорошо бы пританцовывать или аккомпанировать на настоящих и самодельных инструментах: кубиках, деревянных палочках… Такое ритмичное движение дает ощущение такта.

свернуть

Немного о чешках

Чешки – это специальная обувь для занятий танцами, ритмикой, гимнастикой, боевыми искусствами. 

Чешки есть и взрослые, и детские. Они производятся из мягкой кожи, с вложенной сменной стелькой внутри. Подошва хороших чешек обязательно выполняется из натуральной кожи, а вот материал верха и подкладки может быть как натуральным, так и искусственным. Чешки легко одеваются и фиксируются на ноге благодаря широкой эластичной резинке, располагаемой впереди обуви. Лёгкие и практически неощутимые на ноге, чешки не сковывают движения стопы, позволяя выполнять упражнения любой сложности.   

 Уже в детском саду для музыкальных занятий ребёнку требуются чешки. Девочкам обычно приобретают белого цвета, мальчикам – чёрного. По мере роста ноги ребёнка нужно покупать чешки соответствующего размера.    

   При выборе чешек для малыша – удобство превыше всего. Они не должны чувствоваться на ноге и вызывать дискомфорт в момент прыганья, бега.

       В чешках не должно быть слишком твердых швов, следов от клея, торчащих ниток. Потом эти элементы станут причиной низкой износостойкости. Подошва должна быть плотная, это полезнее для ножки. Недобросовестные  производители небрежно относятся к внутренней стороне чешек, поэтому легко обнаружить дефекты, обратив внимание на эту часть обуви.      

     При примерке недопустимо ощущение дискомфорта. Если пятка или пальцы сдавлены, то в процессе носки непременно появятся мозоли. Не советуем одевать чешки без стелек, т.к. стельки предохраняют от холода и амортизируют движения стопы.

           После каждого занятия просушивайте обувь естественный образом. Не используйте нагревательные приборы и не сушите обувь на солнце – это может деформировать обувь. Не стирайте чешки в стиральной машине. Загрязнения лучше всего удалить локально с помощью мыла и щетки. Не храните влажную обувь в полиэтиленовом пакете. Чешки лучше всего хранить в мешочке для обуви с вентиляционными отверстиями. Соблюдая эти рекомендации, вы продлите срок службы гимнастической обуви.

 

свернуть

Зачем учить детей музыке?

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк  у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».

                                      Михаил Казиник

михаилМихаил Семёнович Казиник — советский, белорусский, российский и шведский скрипач, лектор-музыковед, искусствовед, педагог, культуролог, писатель-публицист, поэт. Автор и ведущий оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатор классической музыки.

 

Михаил Казиник. Зачем учить детей музыке?

свернуть