Профилактика насилия в семье

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

буклет насилие_cr

стоп

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гра­жданская ответственность.

В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые мо­гут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»: родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценно­го развития, воспитания, образования, укрепле­ния здоровья ребенка и подготовки его к само­стоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровож­дать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.

Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что в случаях, установленных законодатель­ными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Рес­публики Беларусь, то есть за совершение ре­бенком, не достигшим возраста администра­тивной либо уголовной ответственности, дея­ния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается ответственность родителей или лиц их замещающих.

Статьей 9.4 Кодекса Республики Бела­русь об административных правонарушениях предусмотрено, что правонарушение состоит в бездействии родителей или лиц их заменяющих, т.е. когда они не выполня­ют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физи­ческом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевремен­ного получения образования, успешного обуче­ния и т.д., чем не выполняют требования, закре­пленные статьей 75 Кодекса Республики Бела­русь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста администра­тивной либо уголовной ответственности, дея­ния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение предусмотрено админи­стративное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения админист­ративного взыскания за такое же нарушение, пре­дусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об админист­ративных правонарушениях, составляются в от­ношении обоих родителей.

Статьей 17.13 Кодекса Республики Бела­русь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершенно­летнего в ночное время вне жилища.

В случае неисполнения таковых обязанно­стей предусмотрена ответственность обоих ро­дителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

За те же деяния, совершенные повторно в те­чение одного года после наложения администра­тивного взыскания за такое же нарушение, насту­пает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Согласно  статьи 942 Гражданского кодек­са Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Статьей 943 Гражданского кодек­са Республики Беларусь материальный или мо­ральный вред, причиненный действиями несо­вершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным при­чинителем вреда.

Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовер­шеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

Также следует учитывать, что в соответст­вии со статьей 944 Гражданского кодекса Рес­публики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложена судом на родителя, лишенного роди­тельских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, по­влекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Согласно статьи 173 Уголовного Кодекса Республики Беларусь за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ, вовлечение в занятие проституцией, бродяжничество или попрошайничество наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

За те же деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения совершенное родителем или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Кроме обязанности заниматься воспитани­ем ребенка, родители обязаны и содержать его.

Статья 174 Уголовного кодекса Республи­ки Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей ли­бо от возмещения расходов, затраченных госу­дарством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех ме­сяцев в течение года от уплаты по судебному по­становлению средств на содержание несовер­шеннолетних или совершеннолетних, но нетру­доспособных и нуждающихся в материальной помощи детей, предусмотрено  наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограни­чение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

За уклонение родителей от возмещения рас­ходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на госу­дарственном обеспечении, выразившееся в неявке на работу десять и более рабочих дней в течение трех месяцев либо в сокрытии или занижении ими размера заработной платы и приравненных к ней доходов, а так же в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению, совершенном в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, повлекшее за собой неисполнение или неполное исполнение обязательств по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено нака­зание в виде общественных работ, или исправи­тельных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или ли­шение свободы на срок до одного года.

По части 3 статьи 174 Уголовного кодекса Республи­ки Беларусь, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклоне­ние от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содер­жание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает от­ветственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

Статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответст­венность за оставление в опасности.

За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, заболеванию или вследствие своей беспо­мощности, в случаях, если виновный имел воз­можность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторож­ности или с косвенным умыслом поставило по­терпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения сво­боды на срок до трех лет.

В соответствии со статьей 67 Кодекса о браке и семье ответственность за ненадлежащее воспитание детей несут родители. Воспитание признается ненадлежащим, если  не  обеспечиваются права и законные интересы ребенка,  а так же если ребенок находится в социально   опасном положении (вследствие   безнадзорности   или беспризорности находится в обстановке,  представляющей опасность для его  жизни  или  здоровья  либо  не  отвечающей  требованиям  к  его воспитанию  или  содержанию,  либо  совершает  правонарушения).

Статья 75 Кодекса о браке и семье обязывает родителей заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

В случае невыполнения родителями обязанностей по воспитанию ребенка государство применяет ст. 85.

Согласно статьи 85 Кодекса о браке и семье, суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Статья 80 Кодекса о браке и семье гласит, родители  могут быть лишены родительских прав в отношении  несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются  от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют  своими  родительскими  правами, жестоко обращаются с детьми,   ведут   аморальный  образ  жизни,  что  оказывает  вредное воздействие  на  детей,  а так же если родители являются хроническими алкоголиками  или  наркоманами  или  если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка. При  отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения)  и  других   детских лечебно-профилактических   и учебно-воспитательных учреждений,  а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании,  в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка, статья 82 Кодекса о браке и семье.

В случае, если родители, или лица, их заменяющие, злоупотребляют спиртными напитками и тем самым, ставят свою семью в тяжелое материальное положение, то статья 373 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларуси дает право членам семьи, прокурору, органам опеки и попечительства, общественным объединениям обратиться в суд с исковым заявлением об ограничении в дееспособности такого гражданина, что запретит выдавать ему па руки зарплату, пенсию, пособие.

Разъяснение Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 28.11.2006 г. «О дополнительных мерах по государственной  защите детей в неблагополучных семьях»:

Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение о признании ребёнка, нуждающегося в государственной защите, об отобрании ребёнка у родителей, устанавливает ему статус детей оставшихся без попечения родителей, помещает ребёнка на государственное обеспечение (социальные приюты).

Неработающие родители с момента отобрания ребёнка берутся на учёт в органах внутренних дел для профилактического наблюдения.

Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребёнка родителям ребёнка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Расходы по содержанию детей взыскиваются с родителей солидарно.

Обязанность возмещения расходом по содержанию детей возникает со дня помещения ребёнка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения.

При недостаточности денежных средств на погашение расходов на содержание детей взыскание обращается на имущество родителей.

В случае, если родители не работают, вопросы трудоустройства решаются судом.

  • Уклонение родителей от явки на работу или неисполнение, неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, является основанием для привлечения их к уголовной ответственности.
  • По искам местных исполнительных и распорядительных органов, чьи дети помещены на государственное обеспечение, родители могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и частного жилищного фонда.
свернуть

Критерии и показатели СОП (социально опасного положения)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 января 2019 г. № 22

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении.

         Документ вступил в силу с 1 февраля 2019 года.

Семью могут признать неблагополучной по ряду критериев. Одна из причин – злоупотребление своими правами или жестокое обращение с ребёнком, если это создает опасность для его жизни или здоровья.

Ещё одна возможная причина — аморальный образ жизни родителей, а также ситуация, при которой родители не кормят ребенка или чинят препятствия в получении обязательного общего базового образования.

Причиной может стать также систематическое невыполнение рекомендаций медработников по диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка, что может нести угрозу его жизни или здоровью. Признать ребенка находящимся в социально опасном положении могут также, если родители недостаточно контролируют его образ жизни и он из-за этого совершает правонарушения.

Положением регулируются:

  • деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, находящихся в СОП; организации и проведении социального расследования; в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др.;
  • порядок выявления детей, находящихся в СОП;
  • порядок проведения социального расследования (изучение положения и обследование условий жизни и воспитания ребенка);
  • порядок принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, контроль за его исполнением и обжалование такого решения;
  • порядок реализации мероприятий, направленных на устранение СОП и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

     Постановлением также установлены критерии и показатели СОП:

    Критерии и показатели социально опасного положения

    Критерии социально опасного положения

    Показатели социально опасного положения

    1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

    родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

    родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

    родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

    родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

    родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

    2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

    в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

    в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

    3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

    в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

    в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

    установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

свернуть

Что такое насилие?

Стоп насилие!

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

  1. Социальные проблемы семьи
  • неполная или многодетная семья;
  • семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • семьи с приемными детьми;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • незрелые родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
  1. Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи
  • психические заболевания (психоз, депрессия);
  • критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • умственная отсталость;
  • недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
  1. Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:
  • нежеланный ребенок;
  • наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • врожденные уродства;
  • нелюбимый ребенок в семье;
  • сходство с нелюбимым родственником;
  • нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • высокоодаренный или талантливый ребенок.

 Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

свернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.

Уголовным законодательством предусматривается ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего).

Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст.168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.

Особенностью некоторых уголовных дел является то, что обвиняемыми выступают близкие люди потерпевших – мать, отец и отчим. Официальная статистика правоохранительных органов не отражает полную картину половых посягательств, совершенных в отношении детей. Сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что родители и дети скрывают подобные преступления.

Изучая информацию по фактам совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также анализируя причины и условия их совершения, зачастую устанавливается бесконтрольность со стороны родителей за поведением подростков и ослабленные родительско-детские связи, а также неосведомленность несовершеннолетних с действующим законодательством в этом направлении.

Ввиду высокой латентности преступлений указанной категории в большинстве случае приходится сталкиваться с уже состоявшимися преступлениями. Одним из условий совершения преступлений в отношении малолетних является то, что они с учетом их уровня развития в силу своего возраста, естественной психосексуальной незрелости, ограниченности жизненного опыта не могут понимать характер и значение совершаемых в отношении них действий и оказывать сопротивление.

Противодействовать подготовительной стадии таких преступлений крайне проблематично. Кроме того, преступники заставляют детей скрывать случившееся, используя различные способы воздействия, в том числе шантаж (например: выложить фото-материалы в интернет, если ребенок начнет уклоняться от их требований). В ряде случаев, расследуя уголовные дела, выясняется, что они заводят знакомства с детьми в сети Интернет, перед этим изучают детскую психологию для того, чтобы быстро войти к детям в доверие. Порой присылают детям фото или видео-материалы порнографического содержания, рассказывая о том, что это сейчас модно и многие подростки живут этим. «Педофилы» стараются тщательно скрывают свою преступную деятельность, что приводит к многоэпизодности таких преступлений. Как результат, на протяжении нескольких месяцев, иногда и лет, могут совершаться преступления в отношении детей.

Иногда и проживающая совместно мать, зная о том, что отец либо отчим совершает в отношении ребенка преступления против половой неприкосновенности, стесняется заявить об этом в милицию, либо также боится последствий физического насилия. 

Главная опасность рассматриваемой группы посягательств заключается в том, что половые преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, грубо искажают представления ребёнка о мире, о себе и нарушают его взаимоотношения с другими людьми.

Каждый десятый ребёнок умирает, многие заканчивают жизнь самоубийством. Практически всегда свести счёты с жизнью ребёнка толкает пережитое насилие — физическое или моральное. Оно оставляет жестокий след на психическом и физическом состоянии ребёнка — у него вырабатывается комплекс вины, он считает себя хуже своих сверстников. Дети становятся замкнутыми и пугливыми, либо чересчур агрессивными. Лишь половина детей, которых судьба свела с педофилами, способны вернуться к нормальной жизни. Помочь здесь может только профессиональный психолог.

Применительно к данной группе посягательств, предупредительно-профилактическая деятельность включает в себя целый комплекс мер. Во-первых, информационно-разъяснительная, культурно-просветительская работа с населением, несовершеннолетними и жертвами сексуального насилия (распространение письменной информации и разъяснений). Во-вторых, регулярные встречи с учащимися школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования и т.п., направленные на повышение уровня половой просвещенности подростков и предупреждение совершения (ими и в отношении них) аморально-сексуальных поступков. В-третьих, контроль и работа с подростками и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Основная задача в профилактической работе применительно к половым преступлениям в отношении несовершеннолетних состоит в повышении сознательности общества, осознании источника насилия, проведение просветительских и образовательных программ, а так же в защите прав уязвимых членов семьи – детей и непосредственная помощь в кризисных ситуациях.

насилие

Остановитесь! Оглянитесь! 

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается

именно в Вашей помощи…

Статья 9 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган».

 

свернуть

Как уберечь ребенка от сексуального насилия!

 Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.
   Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
   Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
   Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть  смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
   Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
   Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
   Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
   В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
 
НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и
подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.
   Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
 
Что делать, если страшное уже произошло?
   Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.
   Зачастую ребенок не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.
   Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились  старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.
   В сложившейся ситуации важно вывести ребенка на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».
   Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.
   Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.
   Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.
   Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.
   Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.
 
Памятка «Внимание, родители!»
   Будьте бдительны, старайтесь быть ближе к своим детям, владеть информацией о том,  чем увлекается Ваш ребенок, с кем и как проводит свободное время.
   Необходимо обращать внимание на резко изменившееся поведение ребенка, а именно если он:
1. Ведет взрослые разговоры об интимной жизни;
2. Приобретает вещи и предметы, которые ранее ему не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);
3. Увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися его сверстниками;
4. Появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых ребенок не может объяснить либо явно врет;
5. Отказывается продолжать ходить на частные занятия, резко меняет свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не может объяснить причину своего поведения;
6. Отказывается либо пытается избежать прохождения планового медицинского обследования;
7. Старается больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становится замкнутыми;
8. Боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывает «про секреты» своим близким друзьям, жалуется на боли половых и внутренних органов.
   В случае выявления фактов посягательства на половую неприкосновенность ребенка необходимо обратиться в органы внутренних дел. Не разглашение случившегося, замалчивание таких фактов взрослыми, ведет к безнаказанности преступника и дает ему возможность совершать аналогичные преступления в отношении иных несовершеннолетних.
свернуть

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

Физические признаки:
Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).
Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.
Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:
1. порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
2. гематомы (синяки) в области половых органов;
3. кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
4. гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
5. боль в нижней части живота;
6. повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
7. болезни, передающиеся половым путем;
8. беременность.
Изменения в поведении:
Изменения в выражении сексуальности ребенка:
1. чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
2. поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
3. соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
4. сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
5. необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
1. замкнутость, изоляция, уход в себя;
2. депрессивность, грустное настроение;
3. отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
4. частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
5. истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
6. трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
7. отчуждение от братьев и сестер;
8. терроризирование младших и детей своего возраста;
9. жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
10. амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).
Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
1. неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
2. резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
3. прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
4. принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
5. отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка:
1. падение самооценки;
2. мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов;
3. боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
4. боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в 
занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).
   Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.
  Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.
свернуть

Правило пяти «Нельзя!»

Правило пяти «Нельзя!»:
  • Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
  • Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
  • Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними даже, если очень интересно.
  • Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
  • А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину? Все равно скажи «Нет!».
  Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.
Но как быть, если взрослый очень настойчив?
   Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
Ответ один - «НЕТ!». Придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
 
Правила поведения в собственном доме (своей квартире):
  • Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.
  • Если без вызова пришел сантехник или электрик, а из взрослых дома никого нет, позвони сначала им. Не впускай его, пока родители или кто-то из знакомых взрослых не придут. Даже если дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, лучше позвони родителям и узнай, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у хорошо знакомых соседей.
  • Когда почтальон приносит посылку, телеграмму или счет, за них нужно расписаться. Сделать это могут только взрослые.
  • Будь внимателен, выходя из квартиры.
  • Перед выходом из квартиры посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
  • Даже если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
  • Будь внимателен, входя в квартиру.
  • Прежде чем открывать ключом дверь, убедись, что поблизости никого нет.
  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место и позвони, чтобы тебя встретили родители, или попроси помощи.
 Правила поведения в подъезде
  • Перед тем как войти в подъезд, обрати внимание, не идет ли кто-то следом за тобой.
  • Если ты заметил, что за тобой кто-то идет, не подходи к подъезду, а погуляй немного на улице. Если незнакомец все еще продолжает идти следом, позвони родителям или расскажи о нем любому взрослому, идущему навстречу.
  • Если в доме есть домофон, набери номер своей квартиры и попроси родителей тебя встретить.
  • Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и  дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых знакомых жильцов дома.
  • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.
 Правила поведения в лифте
  • Перед тем как войти в лифт, убедись, что на площадке нет постороннего, который может зайти вслед за тобой.
  • Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, нс входи в кабину.
  • Если незнакомец все-таки зашел за тобой в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
  • Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
  • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома
  • Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.
  • Если все-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам: если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему  рассказать все родителям или милиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор; если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу; если можешь защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.
Правила поведения на улице
  • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу идущему транспорту.
  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение или просьбу незнакомого человека или случайного знакомого подвезти тебя.
  • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
  • В темное время иди по улице в группе людей, вышедшей из автобуса на одной с тобой остановке.
  • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону дороги.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.
  • В школу или из школы желательно ходить группой.
Что делать, если к тебе на улице пристает незнакомец
  • Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
  • Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
  • Не жди, когда он тебя схватит.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Убегай туда, где много людей.
  • Используй любые подручные средства для защиты: ручку, расческу или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
  • Как только он ослабит хватку - убегай.
  • Если нападающих несколько (а так всегда и бывает), не позволяй зажать себя в кольцо.
  • Громко кричи «Помогите!», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь или позвонить в полицию.
  • Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
  • Если тебя пытаются окружить, беги на дорогу. Автомобили вынуждены будут остановиться, а водитель сможет помочь отогнать обидчиков. Главное - не попасть под колеса!
  • Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.
Правила поведения в чужом автомобиле
  • Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
  • Если ты все же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер и марку автомобиля. Не садись в автомобиль с темными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры, даже если среди них есть женщины.
  • Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать им маршрут передвижения.
  • Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси его остановить автомобиль.
  • Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то постарайся разбить окно, то есть сделай все, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
  • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси остановиться и выйди из машины.
  • Что нужно знать подростку (и девочке, и мальчику), отправляющемуся на вечеринку/в гости/в ресторан
  • В большинстве случаев уже одно только согласие девушки пойти в ресторан с парнем может восприниматься как то, что она понимает, чем это закончится, и согласна на это. Последующее
    сопротивление может восприниматься просто как заигрывание.
  • Помни: в большую компанию безопасно идти с надежными друзьями, во время  вечеринки не следует терять друг друга из виду, а уходить с нее надо всем вместе!
  • В начале вечеринки предупреди всех, что не уйдешь, не попрощавшись. Если ты покидаешь компанию с кем-то, скажи об этом друзьям.
  • Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, сказав решительно однозначно «Нет!».
  • Доверяй своей интуиции. Если у тебя возникает ощущение дискомфорта, не надо стесняться своей осторожности. Значит, ты не чувствуешь себя в безопасности. С такой вечеринки лучше уйти.
  • С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
  • Если ты находишься с кем-то, кто заставляет тебя чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует твои чувства или выказывает неуважение к тебе каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.
  • Если давление по отношению к тебе все-таки продолжается, не бойся шума или  скандала: несколько минут смущения лучше риска изнасилования.
  • Помни: пьяному человеку труднее быстро сориентироваться в происходящем и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвым!
  • Не пользуйся в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попроси провожающего тебя записать номер и марку автомашины.
  • Если есть возможность у кого-то из ваших знакомых встретить или забрать тебя с вечеринки, воспользуйся ею. Это придаст тебе большей уверенности, и ты сможешь лучше контролировать свои действия.
  • Нет совершенно верных способов защиты от потенциального насилия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить: например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Тебе следует проявить осторожность, если кто-то:
  • находится к тебе слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который ты при этом испытываешь;
  • пристально смотрит на тебя, демонстративно разглядывает;
  • не слушает того, что ты говоришь, игнорирует твои чувства;
  • ведет себя с тобой как хороший знакомый, хотя это не так.
  • Обращая внимание на подобные знаки, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других людных местах (в кино, на дискотеке, в компании друзей или знакомых).

При этом, если у тебя есть отношения с кем-либо, нужно понимать: в нормальных здоровых отношениях обе

  • стороны уважают личные права и границы другого;
  • необходимо отказываться от половых отношений с тем, кто отказывается использовать соответствующее предохранение;
  • не все ведут половую жизнь; многие подростки готовы подождать, это совершенно нормально.
свернуть

Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних

Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире.
  И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам.
  Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.
   Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально- правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей.
  Государственная власть, общественные организации, различные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере.
   Итогом становится относительная стабильность в динамике насильственных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профессионализма специалистов, совершенствованием национального законодательства, применением технологий общения с детьми и расследования совершенных преступлений.
   Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно- нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом.
 Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы  несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ
СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
 
   Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.
   К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:
1) изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));
2) насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
3) половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
4) развратные действия (ст. 169 УК);
5) понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);
6) использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (ст. 171 УК) и др.
   В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних.
   Среди них:
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г.№ 94-3;
Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно- трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18 и др.
   Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.
   При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои- гус и т.п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии.
   Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
1. не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
2. может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
3. не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
   Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.
   К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:
1. половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;
2. мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
3. введение различных предметов во влагалище или анус;
4. мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.
   К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:
1. демонстрация эротических и порнофафических материалов;
2. совершение полового акта в присутствии ребенка;
3. демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
4. подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.
   На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».
   Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения  причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.
Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.
Это неверно.
Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.
Миф 2 Сексуальное насилие совершается только над девочками.
Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.
Миф 3 Сексуальное насилие случается только один раз.
Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Миф 4 Дети соблазняют взрослых.
Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать  сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.
Миф 5 Только половой акт наносит ущерб ребенку.
Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.
Миф 6 Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.
Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.
Миф 7 Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.
Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому).
 
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
1. патриархально-авторитарный уклад;
2. плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
3. конфликтные отношения между родителями;
4. мать ребенка чрезмерно занята на работе;
5. ребенок долгое время жил без родного отца;
6. вместо родного отца отчим или сожитель матери;
7. мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
8. родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
9. родители (или один из них) имеют психические заболевания;
10. мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п.
   Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только в неблагополучных семьях.
 
К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:
1. лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
2. подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики;
3. лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
4. лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;
5. лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
6 лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
7. лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
8. лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.
свернуть

Куда Вы можете обратиться за помощью! Буклет профилактика половой неприкосновенности ГУО "Социально-педагогический центр Брестского района"

"Кризисная" комната

"Телефон доверия"

ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района". Оказывает помощь и поддержку гражданам Прибужья, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

POMOGUT.BY.- информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании.

Pomogut.by - информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании. Основной целью проекта является профилактика наркомании и практическая помощь наркозависимым лицам. Проект создан при непосредственном участии управления ООН по наркотикам и преступности, Министерства здравоохранения, общественных организаций.

Информация 
На сайте Pomogut.by мы собрали для вас самую важную информацию о проблеме наркомании. Как вовремя распознать в ребенке начинающего наркомана? Куда обращаться и кто может помочь? Какая ответственность предусмотрена за распространение наркотиков? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ на сайте. 

Помощь в проблеме
На сайте Pomogut.by вы найдете исчерпывающий перечень специальных организаций, которые оказывают услуги зависимым, созависимым и тем, кто находится в стадии ремиссии. Приведен перечень их услуг, общая информация об организации, а также имеющиеся вакансии для трудоустройства, ближайшие мероприятия и так далее. 

Консультационный центр 
На сайте Pomogut.by через специальную форму каждый желающий может совершенно бесплатно получить консультацию эксперта по вопросам оказания помощи наркозависимым.

свернуть

Как воспитать ребенка без насилия. Советы родителям.

Принято считать, что самое безопасное для детей место – это семья, дом. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми со стороны родителей и других членов семьи. Цель этого информационного буклета – доказать, что воспитать ребенка без насилия возможно.

Родителям нужно помнить:

  •  Неуважение порождает неуважение, а уважение вызывает анологичную ответственную реакцию.
  •  Насилие порождает насилие, а доброжелательность – мир.
  •  Эгоизм порождает эгоизм, а внимание к другому оборачивается ответным вниманием.
  •  Если не прислушиваться к мнению детей, они не научатся воспринимать ваше мнение.
  •  Принуждение порождает несвободу, а подневольный человек вырвется из навязанных ему рамок при первой же возможности.

Воспитание без принуждения и насилия требует от родителей определенных умений и навыков. Главные из них:

  •  Умение «расшифровывать» поведение ребенка, чтобы понять его потребности.

«Плохой» поступок ребенка обычно вызван какой-то неудовлетворенной потребностью (физической или эмоциональной) либо излишней чувствительностью ребенка.

  •  Умение быть последовательным и предсказуемым.

Реакция родителей на один и тот же поступок ребенка должна быть одинаковой и стабильной, а не сегодня ребенка наказывают за что-то, а завтра - а уже нет, дома ему разрешают всё, а в гостях-ничего. Если нет системы в поведении родителей, то неудивительно, что этой системы нет и в поведении детей.

  •  Способность разрешать ребенку проявлять свои чувства, помогая выразить их в приемлемой форме.

Если ребенок злится, в его организме происходит выброс адреналина, который вызывает агрессивное поведение. Ребенок дерется, толкается, кусается, швыряется предметами, плюется, потому что не знает как справиться с этим потоком энергии. Важно показать достойный пример снятия напряжения. Это проговаривание своих эмоций «Я сердит» или перевод фокуса действий на пластелин, глину, газету (любые подвижные игры, которые требуют выброса энергии через руки, т.к. агрессивные импульсы концентрируются в первую очередь в руках и зубах).

  •  Умение предугадать детскую истерику и, исходя из этого, правильно выстроить собственное поведение.

Если истерика началась в ответ на запрет взрослого (нельзя брать какую-нибудь вещь или бегать по лужам), родители не должны тут же менять своё решение, лучше твёрдо сказать «нет» дабы в будущем ребенок не начал манипулировать взрослыми. В первую очередь надо дать ребенку успокоиться (в пике истерики он вас не слышит), а затем  обнять и объяснить правомерность отказа. Не забывайте в такие моменты говорить детям о любви и о том, что ваш отказ никак не связан с тем как вы относитесь к детям. Нежелательно во время истерики оставлять ребенка одного – это может быть небезопасно.

  •  Понимание того, что ребенку надо ДОСТУПНО объяснять правила поведения.

Часто непослушание ребенка связано именно с тем, что он просто не знает о существовании тех или иных правил поведения. Он себя ведет спонтанно и естественно (шумит, балуется в супермаркете и т.д.). Потом вдруг выясняется, что правила всё-таки были, но о них малышу не сказали, зато отругать успели. Кстати, объяснять эти правила нужно, учитывая возраст ребенка. Форму изъяснения соответственно также надо соотносить возрасту ребенка.

  •  Понимание того, что поведение родителей – наилучший учитель для ребенка.

Важно понимать, что, если отец или мать после пробуждения не заправляют за собой постель, то как бы они не обучали этому ребенка, эффекта от нравоучений будет мало. Слова не должны идти в разрез с поступками. Также умение/неумение контролировать свои эмоции (действия) по принципу подражания перенимается детьми от родителей.

  •  Нельзя воспитывать ребенка на расстоянии.

Если мама из кухни кричит ребенку: «Прекрати!», это кажется ребенку шумовым фоном. Надо подойти к ребенку поближе, остановить его, опуститься до уровня его головы, взять за плечи или за руки и сказать, глядя ему в глаза, то, что хотите.

  •  Нельзя заставлять ребенка чувствовать себя постоянно виноватым или верить в то, что он достоен родительской любви лишь тогда, когда ведет себя хорошо.

Чувствуя вину из-за своего поведения, в дальнейшем ребенок будет стремиться угождать всем ради того, чтобы его принимали и уважали.

  •  Откажитесь от приказов, стремитесь объяснять ребенку причину запретов и отказов.

 «Нельзя залезать на подоконник, потому что ты можешь упасть на пол, и тебе будет больно, ты можешь пораниться. Тогда придется лежать в постели, и нельзя будет гулять на улице, ходить в парк, рисовать и собирать лего».

  •  Прикосновения и ласковый взгляд.

Каждому взрослому необходимо, чтобы его обнимали до 12 раз в день. Детям прикосновений нужно гораздо больше. Тогда они чувствуют себя защищенными, нужными, а их интеллект лучше развивается.

  •  Похвала.

Хвалите малыша как можно чаще - за любое достижение, любой хороший поступок. Дети всегда стремятся радовать своих родителей. А похвала лишь закрепит положительное поведение, укрепит в ребенке веру в себя.

  •  Внимание.

У ребенка должно быть время, когда родители принадлежат только ему. Сюда не входит работа по быту. Разговаривайте, глядя в глаза своему ребенку, читайте, рисуйте и т.п. Это необходимо не только для укрепления семейных уз, но и для того, чтобы у ребенка не возникала необходимость плохо себя вести и тем самым добывать недополученное внимание от родителей.

  •  Разрешение делать ошибки.

Помните: чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки.

  •  Разрешение проявлять свои эмоции.

Не ругайте и не хвалите детей за проявление чувств. Учите их понимать свои чувства и говорить о них - это помогает детям выражать эмоции, более точно распознавать их и справляться с ними. Например, в соответствующей ситуации можно сказать: «Думаю, ты плачешь потому, что устал» или «Я знаю, что Артем забрал твой мяч и тебя это расстроило». Такое понимающее поведение взрослых позволит ребенку довериться своим родителям и быть уверенным в том, что его понимают и ему сопереживают. Значит, взрослые небезразличны к его судьбе. Это не может не облегчит переживания и страхи.

свернуть

Как сохранить мир в семье?

Памятка для родителей.

Что такое семья? Это союз любящих людей, которые осознанно решили жить вместе, двигаться вместе в будущее, растить детей и делить радости и невзгоды.Но иногда и между любящими людьми случаются непонимания или конфликты.

  Когда два разных человека объединяются в одну семью, они уже порождают конфликтную ситуацию. До брака каждый имел свой жизненный опыт, свои взгляды, собственные привычки. Когда длится период ухаживания, влюбленные на время забывают обо всем, в том числе и о собственных привычках и предпочтениях. Но когда начинается совместная жизнь, праздник любви уступает место серым будням. И вот здесь попытка объединить свои разные жизненные установки в одно целое приводит к первым столкновениям. И только разумное понимание происходящего позволит супругам найти рациональные способы разрешения конфликтов в семье.

  Конфликт - это не всегда плохо. Если хорошо смоделировать конфликтную ситуацию, то можно даже и выиграть от этого! Ведь не стоит забывать, что конфликт всегда несет с собой изменения и позволяет людям извлекать уроки и совершенствоваться. Конфликт стимулирует любопытство и воображение, он избавляет нас от монотонности жизни. Когда конфликт погашен, могут установиться более тесные отношения.

С другой стороны, конфликт может нанести вред отношениям, он отбирает время, энергию и даже деньги. Затяжной конфликт непременно отразиться на психическом и умственном здоровье.

Как поддержать стабильность и благополучие в семье?

  Слушайте друг друга, давайте понять, что вас интересует содержание разговора, и вы понимаете партнера. Способность слышать другого является более ценной способностью, нежели умение говорить.

  Стремитесь узнать друг друга как можно лучше: интересуйтесь увлечениями партнера, его мнением, им самим. Те, кто занят исключительно собой и своими проблемами, не могут полноценно контактировать с другими людьми.

  Хвалите друг друга. Большинство людей всегда высказывают неудовлетворение, когда им что-то не нравится. Однако немногие помнят о том, что нужно и похвалить партнера.

  Входите в положение друг друга. Очень часто мы не замечаем того, что происходит в душе партнера. Каждый партнер должен ставить себя на место другого, стараясь понять его мысли и переживания. В этом случае получится быть более терпимым к другому и избежать конфликтов.

  Не критикуйте друг друга. Зачастую именно склонность к критике разжигает распри между супругами, ведь если вы критикуете другого можно не сомневаться в ответной критике. Критика не должна задевать достоинств супруга, она должна нести позитивный посыл. Если делаете замечание, не забудьте найти также и то, за что можно похвалить партнера.

  Не приказывайте друг другу. Никто не любит получать приказания, потому что это напоминает об обязанностях, а брак - это то место, где оба чувствуют себя равными. Поэтому приказы вызывают естественное сопротивление. Чтобы избежать этого, переформулируйте приказ в вопрос или просьбу.

  Умейте признавать свои ошибки. Если вовремя признать и исправить свои ошибки, то можно избежать множества ссор и конфликтов. Умение понимать и признавать свои слабости является признаком взросления и помогает успешно владеть конфликтной ситуацией.

  Ищите компромиссы. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить, отказаться от них. Необходимо для выхода из ситуации хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга, с другой стороны, не настаивать на идеальном, максимальном выполнении претензий.

  Не забывайте про чувство юмора, оно помогает сгладить конфликтно, конечно же, не избавляет от обсуждения проблемы. Также можно промолчать или игнорировать попытку партнера инициировать конфликт, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Не стоит обострять конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну.Следует помнить высказывание великого писателя Л.Н.Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему».

  Если проблемы не решаются, обратитесь к профессионалу. Старайтесь понимать друг друга, идти навстречу друг другу и любить!

свернуть